Летняя многопредметная школа

Летняя многопредметная школа

Летняя многопредметная школа
СОДЕРЖАНИЕ
0
43 views
07 августа 2016

Летняя многопредметаня школа в Вишкиле

Рубанов И. С.В селе Вишкиль на базе бывшего дома отдыха уже традиционно в июле месяце проходит Летняя многопредметная школа. Ежегодно сюда приезжает много ребят со всех уголков России и ближнего зарубежья.


В газете Котельничский вестник №91 от 30 июля 2016 года напечатано интервью с основателем Летней многопредметной школы, инициатором создания ЦДООШ, а ныне заместителем директора Игорем Соломоновичем Рубановым. Часть этого интервью привожу ниже.


Работой с одаренными школьниками я увлекся в начале семидесятых, в бытность студентом матмеха Ленинградского университета: занимался олимпиадами, вел кружок в Юношеской математической школе, работал в Летней и заочной школах. Постепенно эта работа стала образом жизни, и осенью 1981 года я после окончания аспирантуры приехал работать в Кировской пединститут с твердым намерением воспроизвести на кировской земле привычную среду обитания. Для этого нужны были школьники и преподаватели.

Как создавалась Летняя многопредметня школа

Выход на школьников дают прежде всего массовые соревнования. Первым делом был реорганизован районный тур Всероссийской олимпиады: в Кирове вместо трех районных олимпиад стала проводиться одна городская с квалифицированным жюри из моих коллег по пединституту, а все работы из районов области направлялись на перепроверку в Киров. Затем математики подключились к Турниру имени Ломоносова, который годом раньше начали проводить физики; параллельно Киров начал участвовать в математическом Турнире городов. В работе активно участвовали члены моего студенческого кружка, который не без намека был назван клубом "Искра". Параллельно был организован городской математический кружок для школьников.

Летняя многопредметная школа


Все это подготовило почву для создания Летней многопредметной школы. В первой Кировской Летней многопредметной школе, состоявшейся в июле 1985 года, преподаватели в основном ленинградцы и москвичи, но уже через несколько лет кировчане работали с ними практически на равных. Так Летняя многопредметная школа стала для нас кузницей кадров, что в будущем позволило сформировать костяк сотрудников Центра. А в те времена это позволило к 1988 году наладить нормальную работу Кировского филиала Всесоюзной заочной многопредметной школы, увеличив в десятки раз число его учеников.


Вся эта работа, кроме Летней многопредметной школы, велась на общественных началах. К началу девяностых стало понятно, что и ее масштаб, и ситуация в стране благоприятствовать этому перестали: назрело создание областной организации для работы с детьми. Я подал предложение в Департамент образования. В результате в июне 1991 года начала свою работу Областная заочная математическая школа, через год преобразованная в первый в России Центр дополнительного образования одаренных школьников, ныне (2016 год) отмечающий свое 25-летие. С 1992 года им руководит Екатерина Николаевна Перминова, с которой мы вместе вели 10-й класс в ЛМШ-85.

Современная Летняя многопредметная школа

Сейчас Летняя многопредметная школа – это летний загородный лагерь, в котором школьники не только отдыхают, но интенсивно занимаются математикой, физикой, химией и биологией. Во многих отношениях она является для Центра ключевой формой организационной и методической работы, "плавильным котлом" кадров преподавателей и школьников. В Летней многопредметной школе в приоритете активные формы учебы. К примеру, на математическом и физическом потоках большинство нужных теоретических результатов ученики "получают сами" через решение целесообразно подобранных и расположенных задач.

Летняя многопредметная школа

В Летней математической школе прививается чувство профессиональной общности; плохо учиться, не уметь решать задачи здесь не престижно. Каждый преподаватель является одновременно и воспитателем в своей учебной группе: неизбежное в таких условиях тесное повседневное общение преподавателей с учениками позволяет последним воспринимать стиль мышления и поведения своих учителей. Во внеурочное время для желающих работают различные клубы, факультативы и кружки, очень популярен клуб интеллектуальных игр. Немало спортивных занятий, проводятся первенства по футболу, волейболу, настольному теннису, шахматам и шашкам, легкой атлетике, походы.


В Летней математической школе сложилась уникальная команда энтузиастов-преподавателей, создано много новаторских методических разработок, постепенно проникающих в широкую школьную практику. Около двух третей преподавателей ЛМШ-2016 – ее бывшие ученики.

Летняя многопредметная школа


В начале обучения на математическом потоке проводится тестирование, в результате которого (с учетом результатов олимпиад) во всех классах, исключая шестой, формируется так называемая группа "профи". Учащиеся, попавшие в нее, проходят повышенный уровень обучения. Возможно, в этом 2016 году отбор в группы "профи" будет проводиться традиционно с помощью дополнительного домашнего задания, которое ученики получат в июне. Обучение дифференцировано по степени подготовленности учеников, но даже в группах для начинающих его уровень достаточно высок. При этом во главу угла ставится задача обучать не фактам, а идеям и методам их применения.


В конце смены для всех учащихся проходит устная заключительная олимпиада, а позднее, трехдневная интенсивная подготовка, которая оканчивается итоговым экзаменом, который традиционно в Летней многопредметной школе называется "зачетом". Несмотря на столь скромное название, данный экзамен очень суров (учащийся, нормально ответивший на билет, зарабатывает только тройку, а чтобы повысить эту оценку необходимо решить несколько задач возрастающей сложности, при этом правильное решение каждой из задач повышает оценку в среднем на полбалла), тем не менее, из года в год большая часть учеников сдают его на "четыре" и "пять".

Марина Морозова.
По материалам газеты Котелничский вестник №91 (13825) от 30 июля 2016.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно