Вишкильский Вестник культуры и просвещения. Часть 4

Вишкильский Вестник культуры и просвещения. Часть 4

Вишкильский Вестник культуры и просвещения. Часть 4
2
0 views
19 марта 2011

Вишкильский Вестник культуры и просвещения. Часть 4

Вестник культуры и просвещения села Вишкиль повествовал не только о том, что предпринимал Я. Ф. Мултановский. Благодаря его активным действиям на самом деле была проделана колоссальная работа в сфере просвещения населения. В Вестнике культуры и просвещения рассказывалось и о жизни простого народа, о том, каков был уклад жизни, что беспокоило людей и т. п. Сегодня в продолжение темы еще ряд статей из Вестника культуры и просвещения.

№14. Воскресение 20 июля 1919 года.

О народных домах

С районного съезда внешкольников (статья №1, продолжение №8-13)

Сперанский в своем докладе так обрисовал задачи русских народных домов. Народные дома – объединяющий центр всех местных культурных учреждений: библиотека курсов, лекций, театры и прочее, главный фокус лучей испускаемых школьниками и внешкольниками, их концентрацию (средоточение). Заглянув в библиотеку, посетитель невольно заглянет и в другие учреждения народного дома.

Народный дом не есть только помещение, но самостоятельное и равное другим учреждение. Его хозяин – народ. Русские народные дома имеют особое значение в настоящем времени как очаг социальной культуры. Далее докладчик привел тезисы постановлений Первого Всероссийского съезда по внешкольному образованию.

Основы и почин должны исходить от местной самодеятельности, школьные и внешкольные работники должны развивать запросы, распространять мысль об устройстве народных домов. Управление народным домом и руководство его деятельностью – коллективны.

Между прочим, следует обращать внимание на насаждения в массовом эстетическом воспитании, чего раньше народ был лишен, на выявление его художественных наклонностей. С этой целью русский народный дом должен иметь декоративное убранство, чтобы он был источником радости, примером уютного семейного очага.

Украшения не должны быть роскошными, а простыми художественными, снимки с картин, скульптуры, игры. С этой целью следует вести беседы о лучших произведениях искусства. Создать настоящий народный дом – задача трудная, следует вообще ставить большие, а не узкие задачи. На просьбу товарища Смирнова, дать определенные указания о средствах на устройство народного дома.

Докладчик отвечает, что средствами могут быть отчисления от спектаклей, подписка в фонд народного дома. Главное же – это приведение идеи о народном доме в народе, чтобы не могли иметь место случаи подобные чистопольскому: "надо-де раскатать народный дом по бревнышку". Коллегия по народному образованию дает значительные средства в помощь местным.

Основных докладов с мест о русском народном доме не было, о них упоминается попутно с другими докладами. Между прочим, указывалось, что в селе Чистополье и Верхнепижемское помещения народного дома тесны. А от Т. Мальшкова указывалось о враждебности населения к народным домам, библиотекам и прочим. К сожалению, руководители собрания не осведомили как устраивались и функционировали народные дома в уездах, что было бы крайне интересно.

Я. Мултановский

Из дневника библиотеки

Демонстрация советских пластинок. Пользуясь продолжительными остановками парохода на местном перекате, библиотекарь два раза демонстрировал близ пароходов на берегу реки Вятки речи вождей революции на граммофоне.

14 июля перед мобилизованными унтер-офицерами и пассажирами (около 100 слушателей), проезжавшими на баркасах №99 (пароход лоцман Гвоздев) и 17 июля перед особым и политическими отделами военного Совета №__ армий (баржа №100, пароход Иловрат – Затон) и пассажирами (до 70 человек). Кроме того, пластинки проигрывались несколько раз перед группами посетителей библиотеки в 3 и 5 часов. Все эти слушатели еще ни разу не слыхали на граммофоне эти речи, хотя некоторые слыхали ораторов лично, к примеру, Троцкого. Поэтому слушатели были очень благодарны и слушали с удовольствием.

Диспуты о религии

Оба раза, после вышеописанных демонстраций пластинок библиотекарь был вызван слушателями на беседу о религию. В первый раз диспут (беседа) была на тему "Наука, религия и коммунизм". Во второй раз на тему "Духовенство и советская власть". В диспуте из среды слушателей (100 – 200 чел.) приняли участие мужчины и три интеллигентные барышни.

Я. Мултвновский был приглашен на диспут о религии в Котельнич, но по независящим от него обстоятельствам не смог воспользоваться приглашением, несмотря на свое желание.

Он ограничился посылкой на диспут письменного доклада на тему "Библия и большевизм". В докладе он приводит и доказывает мысль, что в отношении социального устройства учения библии и большевизма сходны практически во всех отношениях. Этим сходством должны определяться взаимоотношения, с одной стороны между церковью, духовенством и верующими, с другой советской властью и вне вероисповедывающими гражданами.

На полях, в лугах, в лесах

В следствие отсутствия дождей в течение почти целого месяца, сено нынче убрано зеленым. По недостатку рабочих рук бывают случаи отдачи покоса. С 16 – 20 июля на высоких местах начали жать рожь. Цены на рабочие руки доходят до 100 рублей на хозяйской пище в день. Поспели ягоды. Некоторые семьи, состоящие из 2 взрослых и 2-3 детей продали ягод на 3 – 4 тыс. руб.

"Если не я, то кто?"
Использование материалов с сайта разрешается только при наличии активной ссылки на сайт www.vishkil.ru
Леонид Рычков
Комментировать
Комментарии
  1. Виктор и Игорь ()

    Очень познавательная статья, спасибо

  2. OksanaDmitrieva ()

    хорошо когда памятники культуры сохраняются. Скоро от нашей истории ничего не останется

Это интересно