Близится к концу зима. Спали морозы, и уже совсем недолго осталось ждать первых капелей и ручьев. Появятся первые проталины, лед на реке потемнеет, поднимется от берегов и начнется красивое природное явление – ледоход. В былые годы с окончанием ледохода начиналась на реке Вятке навигация.
Как сплавляли лес по Вятке
Сплав леса был ее ярким моментом. Мы, будучи еще школьниками, могли подолгу сидеть на высоком берегу реки и смотреть, как плоты длинной в километр плавно заводили несколько буксиров в крутые повороты реки Вятки.

Заготовка леса велась всю зиму в северных районах Кировской области. Заготовленные бревна свозили к плотбищам, где их формировали в пучки, которые в свою очередь вязали в длинные плоты. Весной поводковые воды подтопляли плотбища и начинался сплав леса. По разлившимся весенним притокам Вятки многочисленные буксирные катера выводили гигантские плоты на большую воду и затем сплавляли вниз по течению к местам переработки древесины.

В то время в Вятку по весенней воде заходили мощные буксиры из Волги. Они могли тянут одновременно два плота длинной более километра! С берега эти буксиры казались огромными, высотой с трехэтажный дом. Верхние палубы были вровень с берегами.
Движение по реке не прекращалось круглые сутки. Складывалось такое ощущение, что дома стоят вблизи оживленной магистрали, только по ней движутся не автомобили, а теплоходы.
Вечером засыпаешь под гул судовых двигателей, а утром в предрассветной тишине тебя будит тревожный гудок буксира, выводящего плот в повороте реки на фарватер. И в окнах дома проплывает очередная мачта буксирного теплохода с включенными ходовыми огнями. И спав леса продолжается пока вода не начнет падать.
"Если не я, то кто?"
Использование материалов с сайта разрешается только при наличии активной ссылки на сайт www.vishkil.ru
Леонид Рычков
_______________________________________
Он-лайн видео