Состояние системы образования Котельничского уезда в конце XIX — начале XX века

Состояние системы образования Котельничского уезда в конце XIX — начале XX века

Состояние системы образования Котельничского уезда в конце XIX — начале XX века
0
3 views
10 октября 2011

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Во второй половине XIX века заметно повысился уровень грамотности населения Котельничского уезда. Если в 1861 г., накануне падения крепостного права доля грамотных среди населения страны составляла всего 1/15 часть, то к 1897 г. она несколько превосходила 1/5 часть (21, 1%). При этом грамотность городского населения превышала грамотность сельского в 2,5 раза.

Состояние системы образования Котельничского уезда в конце XIX - начале XX века

В 1884 году по инициативе обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева были утверждены «Правила о церковно-приходской школе». Для управления церковно-приходскими школами при синоде в противовес Министерству народного просвещения был создан училищный комитет. Эти школы (одно- и двуклассные) открывались приходскими священниками или, с их согласия, другими лицами на средства прихода, без пособий или с пособиями от сельских и городских обществ, приходских попечительств и других учреждений. Значительные денежные субсидии церковно-приходским школам выдавала казна.

Теоретиком церковно-приходских школ был С. А. Рачинский (?). Педагогическую практику и идеологические взгляды его одобрил сам монарх, правительство и синод. Догматами Рачинского были: лучший из руководителей начальных школ - священник, самый желательный из доступных учителей - дьякон, школы низшего разряда должны направлять только церковь.

Образование населения в большинстве мест Вятского края велось членами причта. Большие размеры это приобрело после секретного указа Синода от 29 октября 1836 года «Правила первоначального обучения детей поселенческих, особенно раскольнических». Вятская консистория предложила духовным правлением и благочиниям избрать при каждой церкви из священников, дьяконов и причетчиков способнейшего и благонадежного для первоначального обучения детей безвозмездно.

В церковно-приходской школе

С 1842 года изменилось положение церковно-приходских школ, так как был издан Указ об учреждении в казенных селениях сельских приходских училищ. И в них по-прежнему преподавали представители церквей. Они вели Закон Божий в одних школах безвозмездно, в других - за плату. В основном это были выпускники Вятской духовной семинарии.

С середины XIX века растет число школ, как светских, так и духовных. Так в 1888 году в губернии было 911 учебных заведений. Из них духовного ведомства 555, а уже в 1896 году учебных заведений - 2061, а учреждений духовного ведомства 1159. В начале XX века число церковно-приходских школ сокращается. В 1905 году их насчитывается 856, а в 1914 - 15 гг. - 687. Это связано с ростом школ других ведомств.

Особенно большую роль начинает играть земство. Руководители губернского земства М. М. Синцов и А. П. Батуев уделяли большое внимание развитию образования и выделяли средства не только на содержание своих школ, но и на школы духовного ведомства.

Например, только на школы духовного ведомства Котельничского уезда земством отпускалось по 200 руб. в год и по 30 руб. на содержание учителей. В 1897 году процент грамотности в губернии составил 15,8%.

 

 

Учительские кадры в церковно-приходских школах были разнообразны. Мал процент учителей, имеющих специальную педагогическую подготовку. В 1907 году таких в губернии было только двое из 879 учителей, 245 законоучителей имели высшее и среднее образование, 148 не имели никаких свидетельств, остальные имели звание учителя одноклассной школы или учителя школы грамоты.

Учительская служба была подготовительной ступенью для всех, кто желал посвятить себя служению Родине в звании священнослужителя. Это делалось потому, что труд учительский и труд духовенства направлены для пользы простого народа, для его религиозно-наравственного воспитания и усовершенствования и потому эти два звания - учительское и духовное по своей деятельности близки друг другу и имеют между собой тесную связь.

Каждый учитель, принявший священный сан, не должен оставлять свои учительские обязанности и служа в духовном ведомстве, должен заниматься в школе. Таким образом, помимо «исполнения своих прямых обязанностей по церкви и приходу, при отправлении различного рода богослужений и «треб», член каждого духовного клира должен был нести на себе и учительство: священники в звании законоучителей в школах, дьяконы - учителей церковно-приходских школ, а псаломщик - учитель пения».

Таким образом, работа в школе была подготовкой для принятия сана, а с другой стороны, этой деятельностью церковь способствовала распространению грамотности среди крестьян.

Окончание следует...

"Если не я, то кто?"

Использование материалов с сайта разрешается только при наличии активной ссылки на сайт www.vishkil.ru

Леонид Рычков

 

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно

Чем наши предки обрабатывали землю История
0 комментариев

Память: к истокам прошлого. Часть 1 История
0 комментариев

Хозрасчет в СССР История
0 комментариев