Память: к истокам прошлого. Часть 3

Память: к истокам прошлого. Часть 3

Память: к истокам прошлого. Часть 3
0
23 views
12 января 2012

Разрушение памятников истории - актуальный вопрос современности. Я продолжаю тему, начатую в предыдущей статье. Тысячелетняя история христианства, принесшая нам архитектуру, живопись, музыку, книгопечатание и другие виды культурной деятельности, сыгравшая известную роль в политической жизни общества и защите государства с приходом к власти большевиков подверглась гонениям, репрессиям.

Многие храмы были уничтожены. В них погибли архивные и другие культурные ценности. Оставшиеся церкви представляют архитектурные памятники старины. Несмотря на разрушения памятников истории и запущенность, они и теперь хранят остатки былой красоты.

Разрушение памятников истории

Представим, если бы оказалась разрушенными Софийский собор в Киеве (XI в.), храмы XII-XVI веков Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Москвы, Вологды и Вятки (Успенский собор), то чем бы мы доказали миру, что древняя и послемонгольская Русь обладала высокой культурой.

... Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания.

Н. В. Гоголь.

Давайте заглянем в село Екатерину и посмотрим на Троицкую церковь, построенную в 1775 г. Экстерьер этого памятника, несмотря на ужасное осквернение, напоминает архитектурные шедевры В. В. Растрелли в Петербурге. А кто сотворил екатерининское чудо? Вятские мастера! Несмотря на трудное время, мы должны на первых порах хотя бы приостановить дальнейшее разрушение памятников истории и культуры и их остатков. Иначе нам не простят потомки.

Ознобишин Егор Андреевич. Деревня.

Родилась в России идея: издать «Энциклопедию русской деревни». Нелегко написать биографию городов, а еще труднее — деревень, погибших и умирающих в страдальческих муках. Грустно: деревня стала жертвой авантюристической политики — факт ныне признанный.

Не выдержала, но достойна монумента Славы: это она кормила государство, ее сыновья поливали кровью земли, изгоняя полчища врагов, их мускулами велись гигантские стройки, на спине деревни развивалась культура города, это она дала выдающихся деятелей науки, культуры, героев и полководцев.

С разрушением деревни, первый этап которого начался в период коллективизации и раскулачивания, стали угасать вековые крестьянские обряды, а затем фольклор, песенная и хореографическая культура, проникнутые самовыражением нравственного целомудрия.

 

 

Некоторые из обрядов как свадебный, можно было бы нам заимствовать из прошлого. Но поймите правильно: я не зову пахать сохой полосу и плясать барабушку – это анахронизм. Не надо идеализировать прошлое: жизнь человека всегда была нелегкой, а порой трагичной.

Однако восстановить разрушенные памятники истории и культуры, собрать и описать все то, как жили предки - наш духовный долг. При этом сбор материалов по истории деревни, полагаю, надо начать с последнего периода — коллективизации: выявить и нанести на карты погибшие деревни, выявить всех (!) и не вернувшихся с Отечественной войны и особо выдающихся крестьян, а на месте каждой деревни поставить каменную стелу с указанием названия, время исчезновения деревни.

 Г. Котельников, краевед.

По материалам газеты За коммунизм 29 мая 1990 г. №65 (9763)

"Если не я, то кто?"

Использование материалов с сайта разрешается только при наличии активной ссылки на сайт www.vishkil.ru

Леонид Рычков

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно

Чем наши предки обрабатывали землю История
0 комментариев

Память: к истокам прошлого. Часть 1 История
0 комментариев

Хозрасчет в СССР История
0 комментариев