Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?

<br />
                        Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?<br />

Фото: Фукофука и Паеа были одними из лучших тонганцев в Красно Яре

В 2015 году один из главных грандов российского регби взял курс на подписание игроков из полинезийского Королевства. На сегодняшний день в команде остался лишь один — Джейсон Таумалоло. Rugger.info решил вспомнить всех тонганцев «Яра» и проанализировать насколько успешной была эта кампания длиною в восемь лет.

 

Сионе Фукофука

<br />
                        Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?<br />

Перволинеец приехал в Россию в 30 лет и задержался аж на восемь сезонов. Поначалу столб выглядел достаточно хорошо (вспомнить хотя бы дубль итальянскому «Ровиго» в квалификации Кубка Вызова), но с годами начал постепенно сдавать. Причём то ли Фукофука получив долгосрочный контракт откровенно расслабился, то ли в силу возраста уже не тянул на более высокий уровень. Возможно, обе причины сразу. Но так или иначе, Сионе к сорока годам проиграл конкуренцию таким игрокам как, например, Кирилл Алюк и Евгений Пронин, что наверное неудивительно. Плюс сказался лимит на легионеров. В итоге «Красный Яр» отправил форварда доигрывать в «Химик», где он вообще ничего не показал. В конце 2022 года Фукофука покинул Дзержинск и судя по всему завершил карьеру.

 

Камалиеле Сакалиа

<br />
                        Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?<br />

Хукера сборной Тонга также подписали в совсем не юном возрасте — 29 лет. Форвард провёл неплохие полгода в Красноярске и с ним даже продлили контракт, но уже в 2016-м расстались. Официальная причина — лимит легионеров, но будем честны, если бы Сакалиа демонстрировал высокий уровень регби, его бы не отпустили.

 

Альберт Матаеле

<br />
                        Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?<br />

Этого парня брали на перспективу и, возможно, под будущую натурализацию, из молодёжной сборной Тонга. Но произошла довольна странная ситуация. Замок отыграл полгода в «Яре», с ним подписали новый контракт, а спустя несколько месяцев стороны расторгли сотрудничество. Причина — желание игрока выступать за национальную команду Тонга, а будучи в России он был бы не на виду у тренерского штаба «Икале Тахи». Из-за травм карьера Матаеле пошла под откос, но позднее регбист сумел её реабилитировать. Альберт попал в новозеландский «Окленд» и даже дебютировал за сборную Тонга летом 2021 года в тест-матче против «Олл Блэкс»! В том самом, в котором новозеландцы победили со счётом 102:0.

 

Акамета Фе’ао

<br />
                        Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?<br />

Однозначно самый провальный трансфер «Красного Яра» среди тонганского легиона. Форвард второй-третьей линии, которому тогда было 29, прилетел в Красноярск в апреле 2016 года и... покинул команду к концу лета. Регбист сборной Тонга отыграл считанное количество встреч и не запомнился вообще ничем.

 

Фангатапу Апикотоа

<br />
                        Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?<br />

Тапу вместе с Фукофукой, Сакалиа и Матаеле был одним из первых тонганцев «Яра» и точно самым звёздным. Хотя на тот момент наиболее возрастным — 31 год. Хавбек приезжал четвёртым бомбардиром в истории национальной команды Тонга (30 матчей, 147 очков) и имел опыт выступлений в английском Чемпионшипе. Апикотоа, как типичный островитянин, оказался человеком настроения. Он мог выдать крутой матч и показать что он действительно регбист высокого уровня, а мог провалиться и не попадать по воротам даже с убойных как для бьющего позиций. После первого сезона Фангатапу покинул «Красный Яр», но в 2017-м вернулся. Причём в первый заход Апикотоа помог «соколам» дважды обыграть «Енисей». Сначала в полуфинале Кубка России 2015 (23:8, занёс попытку с реализацией), затем в финале Чемпионата России (18:13, попытка и дроп-гол). Возможно, будь Тапу помоложе, он бы играл более стабильно и дольше, но имеем что имеем. К слову, возвращение флай-хава в «Яр» совсем не удалось.

 

Суниа Лату

<br />
                        Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?<br />

Изначально 21-летний четвертной сборной Тонга по регби-7 был изначально заявлен только на Кубок Вызова. Однако хорошая игра быстроного островитянина подарила ему полноценный контракт. К сожалению для всех, Лату слишком часто травмировался и не сумел в полной мере раскрыть себя. А в последние два сезона стал жертвой лимита. В итоге, Суниа текущей весной перебрался на Фиджи.

 

Эдмонд Паеа

<br />
                        Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?<br />

Бесспорно лучший трансфер «Красного Яра». Уроженец Австралии перебрался в Россию в возрасте расцвета сил — 27 лет, причём имея за плечами выступления на Кубке Мира 2008 по регбилиг за сборную Тонга. Эдди уверенно закрывал позиции 10-го и 15-го номеров и действительно был одним из лучших иностранцев российского первенства в сезонах 2015 и 2016. К большому разочарованию, в мае 2017 года Паеа по семейным обстоятельствам покинул Красноярск.

 

Сиуа Таумалоло

<br />
                        Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?<br />

Экс-игрок «Сейл Шаркс», «Арлекинс», «Бристоля» и «Гренобля» изначально, в 2012 году, возглавил сборную России по регби-7, а уже в 2013-м присоединился к «Красному Яру». Собственно говоря Сиуа стал тонгаским первопроходцем, постепенно приглашая в Сибирь своих соотечественников. Пять лет Таумалоло работал тренером задней линии «Яра», а в 2019-м возглавил команду. И если в первой должности у него получалось хорошо, то вот с ролью наставника Сиуа не справился совсем, будучи уволенным на второй сезон после неудовлетворительных результатов.

 

Джейсон Таумалоло

<br />
                        Тонганский эксперимент «Красного Яра». Стоила ли игра свеч?<br />

Флай-хав в 18 лет прилетел в Красноярск и транзитом через молодёжку «соколов» постепенно стал выступать за команду мастеров «Красного Яра». Очевидно, что юного хавбека брали с целью будущей натурализации, но пока уровень Джейсона объективно не настолько высок и в сборную России сейчас ему точно не попасть даже если бы у него был паспорт. Конечно, учитывая, что Таумалоло 21 год, у него вся карьера впереди и подводить итоги ещё слишком рано. Однако на сегодняшний день он не является регбистом способным делать игру «Яра» и разницу на поле.

 

Вывод. Из восьми тонганских регбистов, только трое (Фукофука, Апикотоа и Паеа) действительно стали усилением на время. Именно эта троица сыграла свою роль в последнем чемпионстве «Красного Яра» в 2015 году. Также клуб тогда первый и крайний раз брал Суперкубок. Сюда же можно добавить Кубок России 2015, но и затем 2018 и 2019 «соколы» выигрывали этот трофей уже практически без тонганцев. Что касается Сиуа Таумалоло, то он как тренер задней сумел повысить уровень четвертных команды, но впоследствии исчерпал себя, не справишись с ролью наставника.

Какой можно подвести итог? В целом, тонганские легионеры внесли свою лепту в историю клуба и принесли ему ряд трофеев, но ставка на них сработала лишь в краткосрочной перспективе, так как те же Фукофука, Апикотоа и Паеа приехали в Россию уже не юными исполнителями. Что касается взятых на перспективу Матаеле, Лату и Таумалоло, то они не оправдали себя или пока не оправдали возложенных на них надежд.

 

Сергей Секисов в «Локомотиве» ещё на два года

Кевин Акуабу перебрался в «Балтийский шторм»

«Стрела» усилилась южноафриканским трёхчетвертным

Илья Дёмушкин присоединился к «Филям»

Егор Алексеев: «Я стараюсь как можно быстрее влиться во всё»

Источник: rugger.info